Лазерное сканирование, или лидарная съемка, это технология, позволяющая создать цифровую 3D-модель объекта на основе набора (облака) точек с определенными пространственными координатами. Для их получения используется лазерный сканер, который в процессе съемки записывает для каждой точки координаты (XYZ) и численный показатель интенсивности отраженного сигнала. Он зависит от свойств поверхности, на которую визируется лазерный луч.
Например, при лазерном сканировании леса, на каждой линии визирования луч пересекает препятствия, в результате чего отражается часть импульса. Первый отклик может быть получен за счет отражений от опор ЛЭП, следующий — от листвы дерева, и, наконец, последний, как правило, соответствует точке земля или другой поверхности, представляющей абсолютное препятствие для лазерного импульса.

Технология воздушного лазерного сканирования
Лазерное сканирование может выполняться с земли с перестановкой сканера. Это метод (НЛС, или наземное лазерное сканирование) применяется в закрытых наземных объектах небольшой площади (тоннели, пещеры). Он имеет малую производительность. Также ограниченно используется мобильное сканирование (МЛС) — съемка в непрерывном режиме с движущегося по земле или воде транспорта. Она не позволяет снять крыши и многие другие высотные объекты.
Наиболее широкое распространение получил метод ВЛС — воздушное лазерное сканирование с БПЛА, вертолетов, самолетов. По сравнению с обычной аэрофотосъемкой он дает точечную модель более высокой точности, а также способен отобразить детали рельефа даже под густым лесным массивом.
ВЛС применяется для картографирования линейных и площадных объектов в масштабах 1:500–1:5000. Его производительность составляет до 800 км съемки в день при ширине полосы в 2–3 км. Детальность отрисовки составляет 20–50 см, при этом воздушное лазерное сканирование дает точность в 5-8 см. Большинство современных моделей лазерных сканеров имеют встроенную видео- или фотокамеру, благодаря чему облако точек может быть окрашено в реальные цвета.

Принцип действия лазерных систем
Лазерная сканирующая система состоит из нескольких элементов:
- лазерный сканер (работает как дальномер с разверткой на углы в одной плоскости);
- БИНС — бесплатформенная инерциальная навигационная система (служит для внешнего ориентирования и позиционирования);
- приемник ГЛОНАСС-GPS для определения положения сканера в пространстве;
- система записи данных и управления съемкой;
- видеокамеры, тепловизоры, другие сенсоры: ИК, УФ — для уточнения полученных данных.
Скорость съемки современных лазеров достигает 1 000 000 точки в секунду. Измерение расстояний основано на учете времени прохождения лазерного луча и внешнего положения всей системы. Полученные результаты настолько точны, что позволяет буквально «видеть» и измерять такие мелкие предметы, как, например, ручка двери, изолятор на линии ЛЭП и тому подобные объекты.


Лазерное сканирование с БПЛА
Среди воздушных носителей лазерного оборудования самым удобными и экономичными считаются беспилотные летальные аппараты. Лазерное сканирование дроном стало идеальным решением для обеспечения сверх детальных трехмерных покрытий любых территорий, включая городские массивы.
Преимущества БПЛА
- Точный контроль пилотажа с применением комплекса INS/GPS.
- Высокая маневренность, легкость управления с помощью джойстиков.
- Несколько режимов пилотирования: автоматический полет, «зависание», ручное управление.
- Высокая точность и детальность получаемых цифровых данных.
- Простота транспортировки на место проведения работ.
- Отсутствие необходимости в аэродромах, взлетных полосах.
- Возможность применения в любых метеоусловиях, ночью.
- Определение местоположения и формы объектов сложной структуры.
- Высокая производительность и низкая стоимость работ.
Мощный толчок к развитию лазерного сканирования с беспилотников определило создание лазерных сканеров небольшого веса от 1,5 до 3 кг. Дополнительно дроны оснащаются фото-, многозональными камерами, компактными тепловизорами и гиперспектральными сканерами.
Бесплатная консультация
+7 (495) 720-68-84
Области применения ВЛС с беспилотников
Сфера применения данных воздушного лазерного сканирования с БПЛА очень широка: от сельского хозяйства и проектирования в строительстве до геодезии и маркшейдерских работ. ВЛС успешно выполняет задачи изучения природных и промышленных территорий, которые ранее решались по более высокой цене и при более длительных циклах работ. Метод показал свою эффективность в следующих отраслях хозяйственной деятельности:
- инженерно-топографические изыскания в строительстве;
- автодорожная и железнодорожная отрасль;
- документирование чрезвычайных ситуаций;
- производство горных работ, маркшейдерия;
- лесоустройство и таксация;
- построение моделей городских территорий;
- управление водными ресурсами и прибрежными территориями;
- нефтегазовая промышленность.
В настоящее время большая часть картографической информации о территориях устарела, так как ее сбор и комплексный анализ проводился в 80- годы прошлого века. Воздушная лазерная съемка с БПЛА позволяет получить актуальные данные, необходимые для текущего планирования градостроительства, землепользования и ресурсопользования.
Схема применения ВЛС для решения хозяйственных задач.
Организация лазерного сканирования с дрона
Для выполнения работ в сфере крупномасштабного картирования территорий и создания трехмерных моделей местности и рельефа требуется комплекс навыков: от организации и планирования полетов до знания геодезии и САПР, а также необходимая материально-техническая база и специальное программное обеспечение. В организации работ модно выделить четыре основных этапа.
Получение разрешений на воздушные работы
Обследование пунктов ГГС
Создание планово-высотного обоснования
Полет над территорией изысканий
Полевое дешифрирование материалов
Контрольный просмотр
Камеральная обработка
Подготовка тех. отчета
Организационный:
- оформление разрешений на проведение полетов;
- подготовка сканирующей системы;
- организация сети базовых станций Глонасс;
- оборудование БПЛА необходимыми приборами.
- составление плана полетов и разработка режимов съемки.
Съемочный:
- настройка и калибровка системы: лазерного сканера, фотокамер;
- инициализация оборудования в навигационной системе и ГЛОНАСС-GPS;
- плановые полеты и сбор данных для построения облака точек;
- сбор информации с бортовых накопителей и наземных станций;
- предварительная оценка полноты и качества полученной информации.
Статистический:
- уточнение траектории движения сканера, координат и углов разворота;
- расшифровка и привязка ТЛО (точек лазерного отражения) к земной поверхности;
- построение матрицы высот с использованием метода интерполяции;
- перенос данных в систему графической обработки.
Камеральный:
- классификация и сегментация ТЛО;
- расчет высоты объектов, определение уровня земной поверхности;
- построение цифровой модели рельефа по точкам лазерных отражений класса «Земля»;
- создание ортофотоплана, нанесение контуров и границ объектов;
- построение цифровой модели рельефа (ЦМР);
- отображение высот ТЛО и форм рельефа на плане;
- уточнение плана и оценка его точности;
- создание тематических ГИС-слоев, предусмотренных проектом.

Конечный результат определяется поставленной задачей и плановой точностью проведения лазерного сканирования с беспилотника. Как правило, лидарные данные дополняются результатами дешифрирования аэрофотоснимков, используются для создания высотной части плана и получения количественных характеристик объектов.
Аэрофотосъемка с беспилотников (самолетов и мультироторных судов) используется как основной метод создания цифровых топографических карт крупного масштаба. БПЛА оснащены профессиональными геодезическими приемниками L1/L2 GNSS RTK/PPK (определяют центр фотографирования до 3 см). Фотограмметрическая обработка данных производится в автоматическом режиме и на выходе дает:
- детализированные цифровые модели ландшафта и рельефа;
- плотное облако точек, позволяющее выделить на земной поверхности отдельные объекты: растительные массивы, здания, сооружения, дороги;
- возможность построения 3D-моделей.
АФС существенно снижает расходы на создание топографических планов, сокращая объемы полевых работ и срок их проведения. За один полетный день квадракоптер способен заснять около 40 га площадей, а при необходимости для аэрофотосъемки привлекаются самолеты, производительность которых достигает 400 га/день.
Сделанные фотографии обрабатываются в камеральных условиях с применением специального ПО. В результате выдается ортофотоплан высокого разрешения и цифровая модель местности с привязкой к выбранной системе координат.
Чтобы заказать услуги аэрофотосъемки местности в «Сервис Гео», достаточно обратиться в компанию по телефону и поставить задачу в самом общем виде. Квалифицированные опытные специалисты расскажут, какие материалы им потребуются для проведения съемки, оценят коммерческую составляющую проекта. Окончательная цена определяется в процессе составления технического здания, спецификации и сметы работ.