Часы работы с 9:00 до 18:00

Консультации по телефону с 8:00 до 21:00

Владельцы земли закрепляют права на недвижимость, проходя ряд этапов по оформлению участка в личную собственность. Процесс предполагает обязательную регистрацию имущества в федеральной базе данных.


В ст. 25 ЗК, ст. 217-218 ГК перечислены основные условия приобретения наделов.

Основания для оформления земельных участков в собственность

Для возникновения права и регистрации на землю собственности необходимо иметь следующие основания:

  • проведение сделки купли-продажи;
  • переход земли с правом выкупа по договору ренты или в силу приобретательской давности;
  • заключение договора приватизации;
  • вынесение судебного решения;
  • наличие акта о передаче в пользование садовых и дачных наделов и декларации, заполненной их владельцами;
  • оформление выделенного под ИЖС участка после окончания строительства жилого дома;
  • предоставление надела юрлицу в качестве уставного капитала фирмы.

Невзирая на то, каким образом надел перешел в собственность, последовательность оформления земельного участка одинакова во всех случаях. Владелец недвижимости обязан подготовить документы, уплатить пошлину и подать заявление в органы Росреестра на местах или МФЦ. Если межевание еще не проводолось, собственник обращается к услугам землеустроителей для определения границ надела.

Обстоятельства, при которых оформление участка в собственность невозможно

Право на подачу документов для регистрации в ЕГРН имеет только правообладатель или лицо, имеющее от него нотариальную доверенность. Невозможно стать собственником земель, которые имеют стратегическое для государства значение, изъяты из пользования органами власти, являются частью природоохранных зон, кладбищ и других мест общественного пользования.

Земельное право для иностранных граждан

Граждане других государств не имеют права приобретать и производить оформление в собственность земельные участки, находящиеся в приграничных зонах, вблизи рек, водоемов и мест, проезд к которым доступен через пропускные пункты. Иностранные граждане не могут стать собственниками земель, которые находятся под особой охраной, в курортной черте или относятся к сельскохозяйственным угодьям.

Подготовка документов и порядок действий

В статье 49 Закона № 218-ФЗ содержатся нормы оформления прав на наделы в виде занесения данных об объекте и его собственнике в базу ЕГРН. Одновременно с регистрацией происходит постановка участка на учет в ГКН. Лицо, заявляющее о своих правах, уплачивает госпошлину.

Собственник перед подачей заявления в МФЦ или отделения Росреестра, в ведении которых находится соответствующая территория - место расположения надела, готовит ряд документов. В пакет обязательно входят правоустанавливающие свидетельства, которые стали основанием для перехода собственности к заявителю - о праве на наследство, договор (сделки или приватизации), завещание и др. Заявитель также представляет правоудостоверяющиее свидетельство, которое подтверждает владение недвижимостью продавцом, и приёмо-передаточный акт. Собственники садовых и дачных наделов заполняют декларацию и подают её в качестве доказательства наличия прав на выделенные им участки.

Оформление земельного участка в собственность в МФЦ

Для права собственности в многофункциональном центре, необходимо подготовить общий пакет документов, а также составить договор. Договор должен быть составлен письменно в простой или нотариальной форме (в случае продажи доли – только нотариальной) и содержать все существенные условия сделки: однозначное описание участка, цену, порядок взаиморасчетов, т.д.

Любые сделки, в которых участвуют территориальные доли надела следует начинать с процедуры разделу участка с проведением межевания (эту услугу можно заказать под ключ в компании «Сервис Гео»)

После этого нужно подать эти документы в МФЦ по месту нахождения покупаемого ЗУ и ожидать регистрации сделки.

Плюсы оформления земельного участка в МФЦ

  • Не нужно личное присутствие – все необходимые бумаги можно послать заказным письмом по почте или загрузить в электронном виде на портале госуслуг.
  • Личное присутствие обеспечит экономию на непонесенных организационных издержках.

Минусы оформления земельного участка в МФЦ

  • Необходимы дополнительные усилия по удостоверению посылаемых бумаг – они должны быть все нотариально заверены.
  • Отправляемые в электронном виде документы должны быть снабжены электронной подписью.
  • Все перечисленный действия требуют дополнительных материальных затрат.

Необходимые документы для оформления земельного участка в собственность

  • Заявление о проведении регистрации;
  • Паспорта каждого из участников купли-продажи/доверенности на представителей;
  • Правоустанавливающие документы;
  • Оригинал договора купли-продажи с живой печатью нотариуса;
  • Квиток об оплате госпошлины.

Процедура по оформлению любого земельного участка регистраторами Росреестра занимает 7-9 дней и завершается выдачей владельцу выписки из ЕГРН. Срок оформления прав собственности на земельный участок в МФЦ, как правило, порядка 10 дней, т.е., чуть длиннее, чем при оформлении в Росреестре.

У земельного участка может быть несколько собственников, каждый из которых представляет собственные интересы. Необходимость оформить земельный участок в долевую собственность возникает в случае, если один из владельцев желает продать свою часть или распорядится своей собственностью иным законным способом.

Полученные гражданами в ходе приватизации земельных массивов частные наделы подлежат регистрации по упрощенной схеме. Землевладельцы могут поставить участки, находящиеся в составе СНТ или дачных кооперативов, по "дачной амнистии", которая действует до 2020 года.

Регистрация прав на земельный надел — последний этап оформления участка при покупке, получении в собственность по завещанию, при приватизации или получении прав по решению суда. До недавнего времени процедура регистрации перехода прав осуществлялась только в региональных отделениях Росреестра.

Любая сделка по продаже или приобретению права собственности на землю предполагает документирование процесса перехода и регистрацию в Росреестре. Землевладелец может оформить право на земельный участок, предоставив необходимые письменные свидетельства в органы ФСГР или МФЦ.

Ст. 36 Жилищного кодекса закрепляет право долевой собственности на землю под домом с квартирами за их владельцами. Регистрацию надела может осуществить каждый хозяин самостоятельно или совместно все жильцы.

Земельные владения становятся собственностью на основании актов дарения, наследования, продажи, обмена или приватизации. На сегодняшний день местами, где можно оформить земельный участок, сдав соответствующие документы, являются местные многофункциональные центры и отделения Росреестра.

Полученные в ходе приватизации земельные наделы подлежат регистрации по упрощенной схеме. Землевладельцы могут поставить участки, находящиеся в составе СНТ или дачных кооперативов, по "дачной амнистии", которая действует до 2020 года.

Дарение - одна из самых распространенных форм передачи права собственности. В отношении отчуждения недвижимого имущества действуют законодательно закрепленные нормы. Чем отличается от других сделок передача в дар, и как оформить дарение земельного участка?

Преимущества "Сервис Гео"

Бесплатный аудит при заказе кадастровых услуг
– проверка границ по данным карт ИСОГД

Выезд геодезиста возможен в день звонка
Наш приоритет - удобство и скорость

Работаем по всей Московской области
Сотни выполненных объектов

Консультация